ВЦИОМ: 57% автовладельцев удовлетворены ОСАГО
57% автовладельцев в целом удовлетворены работой системы ОСАГО. При этом 66% водителей не устраивает размер тарифов, предлагавшихся в 2018 г., и 83% всех автовладельцев выступают за либерализацию тарифов по обязательной «автогражданке». Это следует из социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Автомобилисты считают, что ОСАГО упрощает получение компенсации за ущерб, нанесенный виновником ДТП (74%), способствует урегулированию конфликтных ситуаций в случае ДТП (82%), гарантирует компенсацию ущерба пострадавшему в ДТП, так как выплаты производит не виновник, а страховая компания (76%). С предположением, что полис необходим только малоопытным водителям, не согласились 79% опрошенных.
Говоря о том, что не устраивает их в текущей ситуации, 66% респондентов называют высокие тарифы на полис ОСАГО. При этом рассуждая, каким должен стать тариф, 88% автовладельцев выступили за индивидуальный подход, а не за принцип «уравниловки» – то есть повышенные тарифы для регулярно попадающих в аварийные ситуации водителей и пониженные – для «аккуратных» водителей. Участники исследования считают, что оптимальным решением было бы перераспределить тариф – установить повышенный тариф тем, кто регулярно попадает в аварийные ситуации, и пониженный тариф для аккуратных водителей (88%), а варианты «повысить тариф для всех при увеличении уровня выплат» и «понизать при снижении» считают неудачными. Подтверждают, что новая система была бы абсолютно справедлива, 87% автовладельцев.
С утверждением, что каждый водитель должен платить за полис ОСАГО в соответствии со своей собственной страховой историей и со своими рисками, согласны 90% опрошенных. Также респонденты считают, что стоить дешевле полис должен для тех, кто с меньшей вероятностью попадет в ДТП: для опытных водителей (78%) и тех, кто не нарушает правила дорожного движения (76%). Еще 61% считает, что убытки страховым компаниям приносят виновники ДТП, поэтому полис ОСАГО должен стоить дороже именно для них.
По мнению большинства опрошенных, среди последствий либерализации такие бонусы, как поощрение «аккуратных» водителей (70%), наказание водителей, регулярно попадающих в аварийные ситуации (64%), и снижение цен полисов для большинства водителей (57%). Автомобилсты считают, что введение такого принципа расчета тарифа ОСАГО в первую очередь в интересах самих пользователей – автовладельцев (42%) и населения (20%), но также выгодно и страховым компаниям (39%).
Исследование было проведено ВЦИОМ в декабре 2018 года по заказу Института региональных проблем, который изучает вопросы, волнующие население разных регионов России. Всего была опрошена 1000 автомобилистов, имеющих полис ОСАГО и проживающих в городах РФ с населением более 100 тыс. человек.